Σελίδες

ΚΥΡΙΕ ΙΗΣΟΥ ΧΡΙΣΤΕ ΕΛΕΗΣΟΝ ΜΕ

ΚΥΡΙΕ ΙΗΣΟΥ ΧΡΙΣΤΕ ΕΛΕΗΣΟΝ ΜΕ
ΥΠΕΡΑΓΙΑ ΘΕΟΤΟΚΕ ΣΩΣΟΝ ΗΜΑΣ

ΟΙ ΟΜΙΛΙΕΣ ΜΑΣ ΓΙΑ ΚΑΤΕΒΑΣΜΑ ΣΤΟΝ ΥΠΟΛΟΓΙΣΤΗ ΣΑΣ





ΟΔΗΓΙΕΣ: ΚΑΝΕΤΕ ΚΛΙΚ ΣΤΟΝ ΠΑΡΑΚΑΤΩ ΣΥΝΔΕΣΜΟ:

Δίπλα από το όνομα Κύριος Ιησούς Χριστός που υπάρχει ένα μικρό βελάκι , πατάμε εκεί και μας βγάζει διάφορες επιλογές από τις οποίες πατάμε το Download .
Και γίνεται η εκκίνηση να κατέβουν όλες οι ομιλίες.

Σάββατο 18 Δεκεμβρίου 2021

Архимандрит Савва Святогорец Беседа о лицемерии


Архимандрит Савва Святогорец

Беседа о лицемерии

По милости Божией, по благословению Его Преосвященства и здесь присутствующих отцов, мы попытаемся рассмотреть хотя бы в некоторой степени эту обширную проблему, а точнее этот великий грех — грех лицемерия.

Чтобы наши утверждения не были голословными, я начну с письма, которое один 17-летний юноша написал ко Христу.

«Господи, хотя мне уже исполнилось семнадцать, но я ещё не чувствую себя взрослым. Конечно, во многом виноват подростковый возраст, но я не могу все списать на него. У меня проблемы и трудности. Напишу Тебе некоторые свои мысли. Мир о Тебе почти ничего не рассказывает. Он Тебя не знает и знать не хочет. Люди, окружающие меня, даже имени Твоего не произносят.

Многие из окружающих меня людей страдают от эгоизма, лицемерия, ненависти. Они не хотят найти Тебя, Тебя ощутить, Тебя встретить. Когда я спрашиваю у них о Тебе, они в ответ иронически улыбаются и смотрят на меня с презрением. Для Тебя у них нет времени. Наверное, они в Тебя не верят. Они увлечены своими мелкими, однодневными и малозначимыми проблемами».

Думаю, что мы все согласимся с тем, что этот парень дает очень точное описание современного общества.

«И мне больно от того, что они всегда кажутся радостными и счастливыми. На их губах играет улыбка. Кажется, что они наслаждаются жизнью. Но я чувствую себя совсем по-другому. Ты, наверное, знаешь, как часто меня давят грусть, бессилие и одиночество. Возможно, мне и хотелось бы быть похожим на остальных… Но что-то в глубине сердца меня удерживает. Часто я ощущаю себя совершенно брошенным. Кажусь себе островом печали и боли в океане счастья».

Употребляя слово «кажутся», этот парень хочет сказать, что люди на самом деле не счастливы, но они притворяются счастливыми и делают вид, что купаются в счастье. Он недоумевает: «Почему они могут быть счастливы, а я нет? Кто ошибается, Господи? Они или я? Все желают, а некоторые даже обязывают меня, чтобы я стал таким же, как все».

Тот, кто выделяется из толпы, обычно становится козлом отпущения. Но мирская установка «будь как все» не подходит христианину. Человек, исполняющий волю Божию, — говорил один старец, — становится белой вороной. Этот парень, который пишет письмо, хочет познать Христа, но видит вокруг себя чудовищное лицемерие. Все делают вид, что счастливы. Они носят маску «успешного человека», но парень видит, что эта личина — фальшива.

«Слезы, и снова слёзы… Я не могу показать свои чувства перед друзьями. Ты прекрасно знаешь, Господи, что рядом с ними я пытаюсь улыбаться и казаться счастливым». Такую установку диктует нам общество. В противном случае тебя посчитают не таким как все, «асоциальным» и психологически неуравновешенным.

«Иногда у меня не получается лицемерить и грусть омрачает всё мое существо. В такие дни совершенно никто не интересуется, что со мной». По сути, мало кто любит своих ближних и интересуется жизнью других. На лицо проявление бесконечного одиночества.

«Мне легко писать Тебе, Господи, потому что я знаю, что Ты меня поймешь. Меня окружает эгоизм, ложь и извращения. Меня ранит безразличие окружающих. Меня ранит их злость и лицемерие. Для окружающих я стал объектом шуток. Если бы я матерился и жил развратно, уверен, никто бы не смеялся надо мной. Они бы считали меня за своего. Но мне противно представить, что я могу стать таким».

«Многие из моего окружения не верят в Тебя. Многие клянутся, что видели инопланетян, и желают, чтобы они существовали в реальности. Но Тебя они не принимают. Они верят в «затерянные цивилизации», а о Тебе и слышать не хотят. Я никому не могу довериться». Это самое трагичное. Лицемерие приводит к тому, что люди перестают доверять друг другу. Лицемерие становится образом жизни, чтобы не сказать больше — искусством. Так называемая политика — это искусство лицемерия.

«Я ненавижу грех, но мне кажется невозможным удержаться от ошибок. Я не знаю, кому доверять. Кто мне друг по-настоящему? Я живу семнадцать лет на этой земле, и не знаю, на кого можно положиться. Много раз меня предавали и ранили. Кто? Те, от кого я меньше всего ожидал предательства, а надеялся на истинную поддержку. Падая, я чувствую в себе уныние и понимаю, что такое ад. И даю обещание не повторять этого снова. Я ещё молод, Господи, и я очень слаб. Я одинок в этом мире грязи и лицемерия».

- Что же такое лицемерие?

Наш Господь Иисус Христос публично обличил фарисеев и лицемеров. Он не обличал перед толпой тех, кто согрешал против нравственности, мытарей, блудников и некоторых других грешников, но лицемеров Он обличал прежде всего.

Однажды Спаситель пошел в синагогу. Господь соблюдал ветхозаветный закон («Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17)». Он ходил в синагогу по субботам точно так же, как в наше время верующие ходят по воскресеньям в храм. В синагоге Он сотворил чудо. Там была скорченная женщина, т. е. женщина с физическим недостатком — горбом, которая очень страдала от этого недуга целых восемнадцать лет. Несмотря на болезнь и боль, которую она испытывала все это время, она приходила послушать чтение и толкование Божественного Писания. Наш Господь Иисус Христос, увидев ее в таком состоянии и заметив в ней веру, исцелил её от недуга. Но в тот день была суббота.



Исцеление скорченной в субботу.

Как мы знаем, евреи следовали закону Моисея, который гласил, что они не должны работать в субботу. Конечно, у них были разные «ухищрения», чтобы обойти закон и выполнять свою работу под разными благовидными предлогами. Но когда Господь исцелил эту женщину, начальник синагоги возмутился и сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13, 14). Как будто исцеление, чудо, которое совершил Христос, это была работа. Но каков на самом деле был мотив этого заявления? Ничто иное, как зависть и ревность. Лицемерно выставляя себя ревнителем закона, начальник синагоги, по сути, излил свою ненависть и попытался унизить Христа. Выставить Его перед людьми как беззаконника, согрешающего против закона Моисея.

- Как ему ответил Господь?

«Лицемер». Прямо в точку. И далее: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лκ. 13, 15). Разве каждый из вас в субботу не занимается какой-то неотложной домашней работой, например, приводит животных к воде?

«Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13, 16). Дочь Авраама — это чадо Божие, а не животное; это человек, созданный по образу Божию. Неужели Я не должен был в этот субботний день освободить её от мучений, которые терзали её на протяжении целых восемнадцати лет? Ты проявляешь заботу по отношению к своему жаждущему животному и правильно делаешь. А как насчет человека? Вот оно страшное, ужасающее лицемерие!

Пользуясь случаем, позвольте сделать небольшое отступление. Обратите внимание на проявление лицемерия с нашей стороны:

- Сколько детей гибнет ежегодно в Греции по причине абортов?

Некоторые приводят цифры — 300 000 или даже 500 000. При этом если фиксируется случай утопления кого-то из деток, это вызывает огромный резонанс. Конечно, даже гибель одного ребёнка — это трагедия, об этом нужно говорить публично. Но почему о тех бедных малышах, погибающих от абортов, не говорит практически никто? За всеми этими смертями стоят огромные денежные средства. Существуют целые лаборатории, целая индустрия, которая использует убиенных младенцев в своих темных целях. В этом тоже наше великое лицемерие. Дуем на соринку и не замечаем бревна…

Когда Господь обличил начальника синагоги, этот лицемер и все его окружение были постыжены, а простой народ выражал свою радость.

Известный толкователь Евангелия, иеромонах Никифор Феотокис, писал:

«Слышали ли, каким именем назвал Богочеловек начальника синагоги? Лицемер. Он одно говорил, а цель его слов была иная. Внешне его речь представляла собой защиту закона, но его цель заключалась в том, чтобы оскорбить Господа — Того, Кто даровал этот закон, Самого Законодавца. Лицемером назвал его Богочеловек и обнаружил его лицемерие перед всеми. Грех лицемерия, который одни называют «естественным характером», выставляя его как некое дарование, а другие — «полезным искусством» или «нужной политикой», есть великий грех и причина многих, различных и великих беззаконий. Лицемерия корень есть злоба, плоды же его: ложь, обман, коварство, неправедное приобретение, бесчестие и вред ближнему. Некоторым из вас это покажется странным. Но давайте откроем Священное Писание и посмотрим, что написано там. Что повелевает нам Господь, Который по Своему великому человеколюбию хочет, чтобы человеческие нравы были честны, мысли праведны, а сердце свято?

«Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37).

«Человече, Он говорит: если разум твой помышляет «да», то «да» должны молвить и уста твои. Если разум твой помышляет «нет», то «нет» должны произносить и уста твои. А когда начинаются намеки и двусмысленности (то есть слова, имеющие двоякое значение и сбивающие с толку), непонятные изречения, нарочито неясные ответы, мутные и расплывчатые выражения — все это от лукавого. Если человек думает одно, а говорит другое, если на словах говорит «да», а на деле являет «нет», или на деле являет «да», а на словах «нет», все это порождение лукавства, изобретения диавола. Это и есть лицемерие, что подтверждает и святой апостол Иаков, брат Господень: «Да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5, 12). Св. апостол Иаков предостерегает нас от греха лицемерия. Когда об одном мыслишь, а другое говоришь; одно замышляешь, а другое обещаешь; одно говоришь, а другое делаешь, ты впадаешь в грех лицемерия, то есть становишься лжецом, обманщиком, подлецом и предателем».

Но сегодня лицемерие считается «добродетелью»! Важнейшим умением и навыком! Уметь извиваться, увиливать, проводить правильную политику...

«Если посмотришь на дела лицемера, увидишь его творящим милостыню, богомольцем, постником, обличающим и «сучки», то есть малейшие ошибки других, ревнителем закона, учителем добродетели и святости. Ты увидишь, что и речь, и внешний вид, и походка лицемера, и все его дела облачены в форму добродетели и святости. Полагая, что все это он делает во славу Божию и для спасения своей души, ты почитаешь его как добродетельного и святого человека». Именно так поступали фарисеи, и простой люд считал их святыми.

«Но если внимательно рассмотришь обстоятельства, сопутствующие делам его, то ясно увидишь, что, поступая таким образом, он не преследует иной цели, кроме как показаться святым перед людьми и быть прославленным ими». Вот почему и Господь наш Иисус Христос сказал: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (Мф. 23, 5).

«И если бы только это, то есть тщеславие, было намерением лицемера, то он бы вредил только себе самому. Но у него есть и другая, главная цель». Какая? Любостяжание. Он стремится заработать деньги, приобрести материальные блага. Посредством таких коварных и обманчивых средств, к которым прибегает лицемер, обманывая народ, он получает от людей репутацию добродетельного и святого. И таким образом он становится обладателем сердца их. Слово его тогда крепко и сильно.

«И тогда люди бегают за ним. И тогда он приобретает не только честь, почтение и поклонение, но также и деньги, и имущество, и все, что только пожелает». Вспомните, что говорил нам Христос: «Горе вам, лицемеры, что поедаете домы вдов» (Мф. 23, 13). Они своей хитростью лишали крова вдовых женщин. Выставляли себя великими святыми, люди им доверялись и предлагали им деньги и имущество.

«Видим мы сие древле на учителях неправды, раздора и нечестия». Толкования Никифора Феотокиса написаны старинным, но прекрасным языком. Иеромонах Никифор хочет сказать, что и в прошлом подобное имело место от учителей беззакония и ереси. Они выставляли себя перед людьми святыми и, напустив туману при помощи слов, вводили их в заблуждение. Будьте осторожны, это происходит постоянно. Даже сегодня у еретиков, экуменистов, так называемых «метапатериков», которые поносят Святых Отцов, речь очень неясная, мутная, и в эти мутные воды они подбрасывают яд. Люди многого не понимают... А те нарочно показывают себя мудрыми, чтобы трудно было разобраться.

Таким образом и в прошлом, и сегодня так называемые «гуру» обманывают множество людей и зарабатывают на этом большие деньги. Рассказывали об одном гуру, у которого было несметное количество роллс-ройсов. Приобретены они были на деньги, которые он собирал с наивных, обожествляющих его людей.

«Лживо притворяясь ревнителями и показывая себя творящими истинные и святые дела, они называли самих себя пророками и посланниками Божиими, являлись беседующими с Ангелами, явления и чудеса вымышляли и составляли законы, якобы данные им Богом». Здесь он подразумевает мусульман и ислам, но не может сказать об этом открыто. Мухаммед представился пророком и сказал, что он получил Коран с небес, какая ложь... Все это лицемерие измышляет, чтобы завоевать сердца людей. Именно поэтому он говорит: «Разумейте, слушающие, чего именно касается это слово».

Никифор Феотокис жил с 1731 по 1800 год, то есть все это было сказано более двух столетий назад. Но при этом можно заметить, что слова, сказанные тогда, сегодня отличаются исключительной актуальностью, поскольку все повторяется снова и снова.

«И ныне мы видим то же, творимое некоторыми лицемерами, которые обманным путем завладевают домами бедного простого народа». Спаситель наш Иисус Христос, понося лицемеров, говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение» (Мф. 23, 13).

«Кроме сего, мы видим, что человеческое нечестие стало выдавать богоненавистное это дело за нечто важное и вместо «лицемерия» наименовало его иначе — политикой, наделив его положительным смыслом».

Сегодня политика немного утратила свое значение, но, тем не менее, можно еще увидеть, как люди преклоняются перед политиками, следуют за ними. Политика стала своего рода искусством.

- Чем же в сущности является политика?

Это лицемерие.

«Кто ныне не желает и не старается быть политиком? Почти никто. Все почти политику почитают за вещь нужную и знание полезнейшее».

Например, о турках говорят, что у них очень хорошие политики. Знаете ли вы каким образом они действуют?! Раздают бриллианты и золото направо и налево. Для того, чтобы воплотить свои планы в жизнь, они подкупают сильных мира сего.

«Политика восседает в царских дворцах, правит на судах, ходит по торгам, вкрадывается, о несчастие! и в самую церковь». Именно это должно беспокоить нас в первую очередь. «Политика похваляется и превозносится, и почитается за великое совершенство, и за средство к исполнению великих дел. Однако нынешняя политика — это не что иное, как лицемерие, а политик не другое иное, как лицемер. Они имеют одну и ту же сущность, но только разные названия. Ибо кто такой политик, как не тот, у которого одно на языке, и совсем другое в сердце? Приходишь во время нужды к политику, прося его и говоря: «Почтеннейший господине! Помоги мне ради Бога в моей нужде; защити меня, прошу, в моем опасном положении!». — «Да, откликается он на просьбу, — с радостью». Говорит приятные слова и дает обещания. Ты уходишь от него успокоенным и остаешься беспечным, ожидая, что он, по словам своим и обещаниям, позаботится о твоем деле и нужде. Но он ни малейшего о том не прилагает старания: дело твое в худшее приходит состояние и ты пожинаешь плоды несчастия. Если бы он, когда ты приходил его просить, сказал тебе истину, то есть: «Не хочу» или «Не могу исполнить твое прошение», ты бы тогда не полагался на него, но успел бы обратиться в другое место и, возможно, смог бы предотвратить если не весь ущерб, то хотя бы его часть. Но поскольку тот своими речами обнадежил тебя, и, так сказать, связал твои руки, — тебе пришлось понести столь огромный ущерб. Именно этому учит искусство политики: говорить «да» на словах, и «нет» в сердце, и наоборот. Именно так поступает политик — «да» произносит устами, а «нет» скрывает на сердце и напротив. Что же это иное, если не чистейшее лицемерие, ложь, обман и вред для ближнего?».

Это относится не только к политикам, которых мы знаем или наблюдаем по телевизору, ситуацию следует рассматривать намного шире. Производственная компания говорит: «У нас своя политика». Муж говорит жене или жена говорит мужу: «Такова моя политика». Политика — это великое лицемерие. Это есть грех: думать одно, а совершать иное.

«Встречаешь политика, который является твоим тайным врагом. Он в устах являет мед, а в сердце скрывает яд; приветствует тебя как любимый друг, будто видит перед собой наилучшего друга. Осыпает тебя словами приятными и мягкими паче елея. Как говорится в Псалтири: «Умякнуша словеса их паче елеа» (Пс. 54, 22). Но самые эти слова больно, словно острое оружие, ранят тебя: «И та суть стрелы». Ибо если ты впадешь в заблуждение и, признав его за друга, откроешь ему тайну свою и дело свое, он тебя уничтожит. Именно в этом и состоит то, что сегодня мы называем «политикой», но по сути это искусство диавола. Это коварство и лицемерие, посредством которого, всячески притворяясь, обманывают ближнего».

«Это дьявольское искусство, потому что первым его учителем и изобретателем был не человек, а диавол, облачившийся в образ змея». Точно так же поступают и политики сегодня, которые «облекаются в образ защитников и друзей». В университете мы называли их «дедами», потому что они только выдают себя за «старших и родных», но таковыми не являются. Диавол первый поставил под сомнение заповедь Божию: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17) и начал извращать слова Господни. На то, что Господь сказал «да», враг рода человеческого сказал «нет»: «Вы не умрете, нет. Не слушайте, что говорит вам Господь». Он первый солгал, и обольстил, и повредил человеческому роду. Его последователями и учениками являются нынешние политики, говорящие вместо «да» — нет, а вместо «нет» — да. Они лгут, вводят в заблуждение и причиняют вред всем селениям, городам, странам и народам».

Повторяю, давайте не будем рассматривать этот грех отвлеченно, со стороны, но рассмотрим его применительно к себе. К сожалению, каждый из нас подвергался пагубному влиянию царящего в мире лицемерия, поэтому и тот бедный юноша, письмо которого мы зачитали ранее, говорил, что живет в таком мире, где внутреннее содержание его души отличается от его внешнего поведения. Он носит некую маску счастья, а внутри него — бесконечная пустота, что признает и он сам в своем письме. К сожалению, многие другие люди не имеют такой искренности, чтобы признаться в этой душевной пустоте. В результате, они погибают сами и губят всех тех, кто находится вокруг них.

Данная модель поведения («вести себя подобающим образом», комильфо) передается от них к другим почти насильственным путем. Тот, кто не принимает эту модель, считается социально неадаптированным, не пригодным для жизни в обществе. Таких людей посылают к психиатру.

Если вы начнете ходить в церковь и со временем будете находить в этом утешение, вам скажут, что у вас не в порядке с головой. Возможно, вы сошли с ума?

«Сему искусству первым научил человека всезлобный человеческого рода враг. Диавольское лицемерие погасило добродетель, столь необходимую не только для спасения души, но и для функционирования мирского государства. Она погасила любовь и породила подозрения и сомнения, из чего и произросло все зло в этом мире».

Знаете, что сказал один человек? Я даже жене своей не доверяю. Вы слышали такое признание? И как с этим дальше жить? Если ты не доверяешь и сомневаешься даже в своей жене, или в своем муже, кому после этого можно тогда доверять? Вот к чему привело лицемерие, вот какое зло оно породило. Никто никому не доверяет. Все друг друга в чем-то подозревают. Вдруг за улыбкой и пожеланием доброго дня на самом деле скрывается что-то недоброе?

«Господин сомневается в верности своего раба. Раб сомневается в защите, которую обещал ему хозяин. Друзья сомневаются в искренности близких друзей. Брат не доверяет своему брату. Отец не во всем полагается на сына, а сын также на отца. Муж остерегается вероломства жены своей, а жена сомневается о непорочности своего мужа. Но где подозрение, недоверчивость и страх, там не имеет места любовь».

О какой любви может потом идти речь: в семье, в коллективе, на приходе, в обществе? Любовь исчезает и пропадает, поскольку есть место сомнению и подозрению, а все это потому, что есть лицемерие. Простите меня за то, что я сейчас вам скажу, я услышал это от одного Владыки: «Я в ужасе от лицемерия наших священников». Что уж тут говорит об обычных мирских людях. Давайте называть вещи своими именами. Простите меня еще раз. В данном вопросе требуется много внимания, ведь лицемерие очень опасно. Оно проникает в наш разум и разъедает нас как ржавчина. Мы показываем себя совершенно другими, чем мы есть на самом деле.

«Слово «да» — это уже не «да», а «нет» совсем не означает «нет», но имеет противоположный смысл, утвердительный. И устное признание и письменное, и обещание под присягой тоже ничего не значат, а представляют собой махинации и обманы. Человеку не верят на слово и просят поклясться. Он клянется, но клятва его лжива. «Требуется спор и рассмотрение дела, и доказательства для убеждения в том, что «да» — это действительно «да», а «нет» — это действительно «нет». Должно произойти много чего, целая история, чтобы человек смог понять (если ему это удастся), что слова собеседника соответствуют истине.

«Если же мы друг друга подозреваем во лжи, какая может быть взаимная любовь между нами? Какое согласие в супружестве? Какой может быть мир среди родных? Как можно говорить о правде в судах?».

Совсем недавно я узнал, что перед судами, у входа, стоят специальные люди, которые ждут, чтобы им заплатили, и готовы после этого заходить в зал суда и давать лживые показания. Знаете ли вы об этом? Да, есть и такие! Профессиональные лжесвидетели! Кто пожелает, может нанять лжесвидетеля за деньги. Это трагично. И это показывает, насколько господствует лицемерие в нашем обществе. Человеку сегодня ничего не стоит положить руку на Евангелие и солгать.

«О каком единении между людьми может идти речь? Где единое сердце? Где единство души и разума? Где спасение души и мира? Один другого подозревает, другой другого обманывает. И каждый старается наилучшим способом обольстить других. Наиболее лицемерный из всех пытается занять ведущие позиции и стать лидером.

Но как жить, скажете, в этом мире, не используя политику? Мы не сможем успешно ни подчиненными управлять, ни торговать, ни навести порядок в своем собственном доме, ни исполнить другие дела без этого лицемерия. «Те, кто так говорит, неужели вы полагаете, что человеколюбивейший Бог дал эту заповедь: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф. 5, 37), для того, чтобы нам повредить и соделать нас несчастливыми и злополучными?».

Разве таков наш Господь? Ведь если ты говоришь, что невозможно прожить без притворства и лицемерия, что это значит? Ты говоришь, что Бог есть зло. Ведь, судя по твоим убеждениям, он дал нам неверную заповедь — говорить то, что на сердце. Таким образом, мы хулим Бога, когда говорим, что если мы будем соблюдать слово Божие, то проиграем, потеряем. Разве не так? Ты ведь тем самым говоришь, что Господь нас не любит.

«Какая глупость, какая хула! Великое поистине человека помрачение». Назвать заповеди Живодавца неверными и разрушительными! Сегодня сплошь и рядом можно увидеть и услышать людей, которые говорят, что сегодня Евангелие не применимо, что нельзя жить по Евангелию, что с Евангелием нельзя двигаться вперед и развиваться. Действительно, с Евангелием ты двигаешься не вперед, а ввысь! С Евангелием и с Крестом ты идешь напрямую к Богу. Вот к чему надо стремиться. Потому что жизнь наша, братья, имеет свойство однажды подходить к концу. Очень скоро все мы уйдем и предстанем пред Судом Божиим. И Суд этот будет проходить по законам Господа.

«Все те, кто говорит и настаивает на этом, не верует в Бога и не доверяет своим собственным чувствам. Отверзи очи и виждь, услышь, осяжи своими руками: тот человек, чье «да» — это да, а «нет» — это нет, кто никогда не лжет, не обманывает, не поступает коварно, не обижает ближнего, но говорит всегда истину, гнушается лжи, бегает коварства, приносит пользу не только каждому из нас, но и в целом всему сообществу. Это человек, которого все уважают и хвалят, к которому относятся с почтением и доверием; человек уважаемый и честный, всем приятный и любимый всеми, который и подчиненными хорошо управляет, и в торговле успевает и во всех делах своих довольные показывает успехи».

Этого человека, вы не цените. Но на самом деле происходит вот что: достичь настоящего успеха могут только те, кто имеет благословение Божие. Лицемеры же и лжецы хоть и будут, по попущению Божию, благоденствовать некоторое время, но потом все потеряют и от них не останется даже следа. «Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские» (Пс. 36, 35), но потом он падает, пропадает. Человек же смиренный, имеющий страх Божий и соблюдающий заповеди Его, пожинает добрые плоды.



- Так что же такое лицемерие?

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Лицемерие — это когда одно в разуме твоем, а иное совершаешь». Великолепное определение. Все очень просто. Лицемерие — это когда образ мыслей отличается от образа действия.

Святитель Нектарий также учил, что «лицемерие — это неправедное приобретение мнения о себе от других». Человек пользуется хорошей репутацией, которой он на самом деле не заслуживает, потому что он не настолько хорош, как кажется. «Лицемерие — это злоба под видом добродетели. Поскольку истина является божественной добродетелью, тот, кто её не имеет и показывает себя другим, чем он есть в действительности, — это лицемер и, очевидно, враг Божий». Этот человек ополчается на истину и, по сути, восстает на Христа, потому что истина — это не абстрактный предмет и не идея, но Божественная Личность. «Я есмь путь и истина» (Ин. 14, 6). Когда человек лжет, он противостоит истине, т. е. Самому Христу. Он становится врагом Христовым. Теперь-то вы понимаете, насколько тяжёлым грехом являются лицемерие и ложь?

Св. Иоанн Златоуст говорит о лицемерах: «От благочестия ожидаешь ты славы? Если ты действительно благочестив и не прикрываешь лукаво свою внутреннюю сущность, радуйся не тому, что ты кажешься благочестивым, но тому, что ты таков на самом деле. Если ты действительно не хочешь быть прославляемым многими, постарайся понять, что не они будут судить нас в день Суда, а Тот, Кто с точностью знает все то, что сейчас не кажется явным. Ты можешь обмануть своим лицемерием людей, но не Бога. Его ты не сможешь обмануть никогда. Бог будет твоим Судией, а не люди.

«Если ты сознаёшь свои грехи, но перед другими являешься чистым и непорочным, ты не только не должен радоваться, но должен, напротив, страдать и стенать, с горечью непрестанно вспоминая тот день, когда все откроется». Вот почему Святые Отцы не желали прославления и почета. Люди их почитали, поскольку они подвизались в добродетели и действительно были святыми, но при этом сами они избегали почестей, потому что были наделены смиренномудрием. Они очень хорошо знали немощь человеческой природы. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если уйдет благодать, вы увидите меня, которого называете святым, бегущего в дом греха». Божественная благодать сохраняет нас от падений. Несомненно, и сам человек тоже должен быть осторожен и внимателен, не следует надеяться только лишь на Божественную благодать, она не спасет нас «магическим» образом. Подвиги — это не наше, они совершаются силою Божией. Нашими являются только грехи.

«Ты наслаждаешься почетом? — спрашивает св. Иоанн Златоуст. — Отвергни его». Не принимай почестей в свой адрес. «Знай, что похвалы делают тебя должником». Если же ты не пользуешься почётом, ты должен быть только этому рад. Сегодня часто бывает, что когда людям говорят нечто лестное — льстецов-то много кругом — они отвечают «большое спасибо». То есть они принимают похвалу. Но это большой промах. Честь принадлежит только Христу. «Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение…». Вся слава принадлежит только Богу.

- Кто ты такой, что хочешь восхитить славу у Бога?

Св. Василий Великий также говорит о лицемере: «Лицемер хранит в глубине своего сердца ненависть, внешне проявляя любовь, подобно рифам, еле заметным над поверхностью воды и причиняющим неосторожным мореплавателям непредвиденное зло». Всем известно, что риф — это подводная скала, которую почти не видно в море. «Лицемерие есть плод зависти, которая является источником всех зол».

Св. Иоанн Златоуст говорил: «Лицемер хочет называться святым и быть почитаемым всеми, чтобы ему поклонялись. Видя его внешнее поведение, ты думаешь, что он все делает по Богу, в то время как сердце его наполнено завистью, коварством и всякого рода злом».

Также и преподобный Нил: «Лицемер использует унылый вид как ширму, которая может скрыть присущую ему дерзость. Хотя он самоуверен, высокомерен, горд и нагл, он предстает перед людьми со смиренным видом». Христос говорил фарисеям: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6, 16).

О лицемерах пророчествовал и пророк Исаия: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7, 6-7).

Один мудрец говорил: «По голосу и лицу его принимают за агнца, но его внутренность ничем не отличается от нутра дракона». «Волк в овечьей шкуре», все мы слышали это выражение. «Лицемер — это самый неправедный из всех людей, потому что считать себя праведным и не являться таковым — это верх неправедности».

Давайте послушаем одну историю, чтобы передохнуть немного. Чтобы вы увидели, что лицемерие — это театр. Один монах из Фив получил от Бога дар служения ближним и любви. Если кто-то просил его о помощи, Дух Святый открывал ему, сколько следует подать этому человеку. Он засовывал руку поглубже в мешок и все, что мог ухватить рукой, отдавал. Это как раз было столько, сколько на самом деле было необходимо нуждающемуся. Однажды, когда он раздавал милостыню в городе, к нему подошла женщина в старой и рваной одежде с просьбой помочь. Увидев ее жалкие лохмотья, он засунул руку в мешок, чтобы дать ей побольше монет. Но он смог ухватить лишь несколько монет и достал не так много, как ему хотелось. Святой Дух не позволил ему подать большую милостыню.

Затем подошла другая хорошо одетая женщина. Увидев ее наряд, он вновь запустил руку в мешок, чтобы достать поменьше. Он подумал, что раз у нее богатая одежда, ей много не требуется. Но его рука ухватила довольно крупную сумму. Тогда он расспросил об этих женщинах местных жителей. Оказалось, что та, которая была хорошо одета, происходила из богатой семьи, которая разорилась. Она крайне нуждалась в помощи. Хорошее же платье, которое она надела, просто осталось у нее от былой роскоши. А другая женщина нарочно надела убогую одежду, чтобы получить побольше. Она была лицемерна и на самом деле у нее были деньги.

«Лицемер, — согласно св. Василию Великому, — это тот, кто как в театре надевает на себя чужую личину». Слово «лицемер» на древнегреческом языке означает человека, меняющего личины, то есть актёра (от греческого слова ипокрити́с — ὑποκριτής). «Будучи рабом, — продолжает св. Василий Великий, — он изображает из себя господина, и будучи простолюдином — царя». Каким образом? Меняя маски. В древнегреческом театре один актер играл несколько ролей, меняя маску на лице. Это же происходит и сегодня. Люди просто меняют маски.

«Подобно сему и в этом мире многие лицедействуют словно в театре, иное нося в сердце, а иное выставляя напоказ людям. Лицемерие — это ложь».

Посмотрите, что говорит великий отец Православной Церкви авва Дорофей: «Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслию, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею».

«Первый способ — солгать мысленно».[1] Что это значит? Иметь внутри себя подозрения, недоверие. Знаете, насколько это мучительно? Это грех. Это ложь. Но человек проговаривает все эти подозрения в уме и даже не думает, что он лжет. И все-таки это ложь, только в разуме. «Мыслию лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т. е. пустые подозрения на ближнего: такой, когда видит, что кто-нибудь беседует с братом своим, делает свои догадки и говорит: он обо мне беседует» Только представьте себе, как это мучительно! «Если прекращают беседу, он опять предполагает, что из-за него прекратили беседу». Якобы увидели его и замолчали. «Таковой лжет мыслию, ибо он ничего истинного не говорит, но все по одному подозрению». Целый ряд мыслей и суждений. Множество помыслов. «От сего происходят: любопытство, подслушивания, злословие, вражда, осуждения». И, конечно, отсутствие любви. Когда есть эта внутренняя ложь, в семье не может быть любви и мира.

«Второй способ — лгать на словах. Человек лжет или для того, чтобы оправдать свой грех, свою страсть, или для того, чтобы посредством лжи достичь своей цели. Он опровергает выдвинутые против него обвинения при помощи лжи. Он лжет до тех пор, пока не исполнит желания своего. Лжет, чтобы произвести впечатление, избежать неприятных ситуаций, чтобы заработать деньги и приобрести различные блага. Тот, кто лжет на словах, в итоге доходит до такого состояния, что ему никто не верит, даже если он говорит правду». В школе мы изучали это на примере сказки с маленьким пастушком, который смеялся над односельчанами и кричал: «На помощь! Волки!». А когда волк действительно напал на овец, никто не откликнулся. То же самое происходит и с лжецом. Он не пользуется ничьим доверием.

Третий вид лжи — это когда кто-то лжет самой своей жизнью. Ведет один образ жизни в реальности, а другой изображает для внешних. Будучи блудником, притворяется воздержным. Будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие. Будучи горд и надменен, восхищается смирением. Внешне он демонстрирует добродетель или для того, чтобы прикрыть свое истинное «я», или чтобы другие им восхищались. Это двуличный человек и, осмелимся даже сказать, многоликий. «Лицемерие тесно связано с ложью и зачастую тождественно лжи». Это то же самое.

Таким образом, лицемерие — это театр, а лицемер — никто иной, как артист. Это притворное изображение добродетели и благочестивой жизни. Отсутствие внутренней жизни и истинного благочестия, которое, тем не менее, внешне проявляется как таковое, в то время как на самом деле духовной жизни нет. Это театр в наиболее гнусном и худшем своем проявлении. Лицемеры делают все, как сказал Сам Господь, «чтобы показаться перед людьми» (Мф. 6, 5). Это притворное изображение дружбы, за которой скрывается ненависть. Вспомните Иуду…

Это враждебность, которая скрывается под личиной доброжелательности, когда тот, кто тебя ненавидит, ведет себя, как твой самый лучший друг. В наши дни лицемерие настолько развито, что человек может тебя убить, а потом прийти на твои похороны и произнести самую прочувствованную и трогательную речь. Говорить о тебе и проливать крокодиловы слезы. Таких масштабов достигло это явление!



Лицемерие — это притворная, не настоящая жизнь в добродетели. Имитация праведности, обман, принимающий форму истины. Грех, облачённый в добродетель, для того, чтобы продолжать его совершение незаметно для других. Точно таким же образом диавол предстал перед первыми людьми под видом «человеколюбца». Он предстал перед Евой и сказал: «Для чего тебе слушаться Бога? Что принесет тебе это послушание? Чего ты ждешь?.. Важно лишь то, что здесь и сейчас. Съешь то, что Бог сказал не вкушать, потому что Он обманул вас». Он называет другого тем, чем является сам. Обвиняет во лжи Господа Бога. «Если вы вкусите этот плод, то уподобитесь Ему. Именно поэтому Бог повелел вам не вкушать его». Видите ложь, видите притворство? Замечаете лицемерие? В то время, как сам он является злым, он называет таким Всеблагого Бога. То же самое происходит и в наши дни. Сколькие люди не желают даже слышать имя Христово? Можно говорить обо всем, что угодно, только не произносить имя Христа.

И еще. Лицемерие — это главная характеристика, или, мягко говоря, одна из главных отличительных черт мирской жизни. Давайте перечитаем еще раз письмо, написанное около двухсот лет назад преподобному Феофану Затворнику его духовным чадом. Посмотрите, что она пишет о своем времени. Разве не то же самое происходит сегодня?

«И вот что еще вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже — и ничего не смей как хочешь». Осмеливаются ли сегодня дети одеваться не по моде, не так, как все? Над девочкой, которая никогда не носит брюк, будут насмехаться в школе, и она начинает делать вид, что тоже следует моде, несмотря на то, что в глубине души она хочет быть со Христом. Но ей стыдно, она стесняется. Существует огромное давление извне! Именно здесь, в такой ситуации, мы должны проявить себя и доказать, что хотим следовать за Христом и быть с Ним, чего бы нам это не стоило, мы должны пройти проверку на прочность ещё в этой временной жизни. В этом христианин должен отличаться от других. В ином выделяться не следует. И пусть ты будешь белой вороной. Если ты отличаешься от других какой-то добродетелью, ты не должен скрывать ее, совершая грехи так же, как все. Такое отличие позволительно и не является соблазном.

- В каком случае наше поведение является соблазном?

Когда становишься единым с миром, с толпой, с модой, с тем мирским духом, который преобладает в обществе, — это грех. Тогда даже если вы ходите в церковь, о вас скажут: «Он — лицемер. Ходит в храм, а ведет себя так же, как мы». «Зачем мне ходить в церковь? — спрашивают юноши и девушки. — Я вижу, как папа и мама постятся, а между тем все время ругаются. Что мне даст хождение в храм? Вы столько лет исповедуетесь, причащаетесь, но разве вы изменились? Нет. Вы такие же, как все. Может быть, самую малость лучше».

«Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга. Посмей не послушать кого — горе. Вот вам и свобода! А ведь снаружи посмотреть — все вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам!». А все это потому, что нами управляют страсти.

- Какая страсть наиболее сильна?

Тщеславие. Человекоугодие, побуждающее нас лицемерить.

«По этому поводу, — продолжает юная девушка, — стала я присматриваться: да от души ли они делают и все прочее. И что же? Может быть, я ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души». Все будто запрограммированы и отдают дань моде. «Ласки напускные, готовность к услугам — тоже, взаимоуважение — тоже. Все напускное».

- Что это за европейская любезность? Разве светское обращение — это не великое лицемерие?

«Будьте так любезны», «благодарю от души» И ничего более. Равнодушное сердце, часто даже коварство.

«За видимостью, гладкой и изящной, прячется совсем другая душа, которую, если б ее вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящной, но и сносной. И выходит, что когда мы собираемся, то представляем собою сборище лицедеек и лицедеев. Комедия! И еще что мне дивно — это то, что от всех веет холодом».

Сегодня мы видим, насколько сильна стала эта общая холодность, и, соответственно, наблюдаем, насколько возросло число одиноких людей. Это совершенно нездорово. Человек не спасается сам по себе. Спасение возможно только через Тело Христово, через Церковь. Поэтому вы правильно поступаете, когда собираетесь в храме и слушаете слово Божие. Потому что там, где есть священник и есть приход, есть и Тело Христово. Там присутствует Сам Христос, там есть Церковь. Там Святая Соборная Церковь являет свое присутствие видимым образом. На таких собраниях верных является Благодать Божия и исцеляется наша душа. Это происходит не только во время Святого Причастия и исповеди, но и во время слушания слова Божия, соборной молитвы. Первые христиане постоянно находились рядом с апостолами и слушали проповеди часами.

«Как же это так?! Ведь все друг за друга, кажется, жизнь готовы отдать, а кругом ходит холод»?



Св. Феофан Затворник.

Посмотрите, какой ответ дает ей св. Феофан Затворник: «Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять».

Поскольку время нашей беседы подходит к концу, позвольте мне остановиться на этом и сделать вывод. Следует бороться с лицемерием, где бы мы его не встречали, и в первую очередь — внутри себя. Мы должны анализировать свое внутреннее состояние: где мы лицемерим, где мы лжем. Как мы уже говорили, ложь бывает не только на словах, но и в наших мыслях, и в нашем образе жизни. Кажемся тем, чем не являемся на самом деле. Необходимо внимание и трезвение, чтобы по благодати Божией наступило исцеление и нас самих, и всего мира.

Обратите внимание, какие послания мы получаем сегодня через средства массовой информации, которые вернее было бы назвать «средствами массовой дезинформации»… Они ведут пропаганду греха.

- Вас не удивляет, что сегодня все СМИ и крупные телевизионные каналы поддерживают гомосексуалистов?

Неужели нет ни одного политического деятеля, который бы открыто выразил свое несогласие с этим? Тогда это не подавалось бы людям как нечто, имеющее всеобщую поддержку. Ведь в действительности это не так. Эти несчастные люди представляют собой меньшинство. Мы не желаем иметь с ними ничего общего, но мы любим их, как и всякого человека, созданного Богом. Но мы не можем принять узаконивание извращений и аплодировать им за грех, который они совершают. Мы принимаем их как образ Божий, поврежденный грехом. Каждый из нас тоже имеет греховные повреждения. Но мы не можем принять этот мерзкий и пагубный грех и сказать: «Молодцы, вы поступаете верно». А ведь они хотят именно этого. Это высшая степень нечестия: публично грешить и желать похвалы от других. Как вы можете заметить, у нас постепенно насаждают такое отношение к извращенцам. В Америке это уже пройденный этап. В Америке вас считают «политкорректным», если вы не поднимаете этот вопрос. Считаете, что они тоже «нормальные», просто отличающиеся от остальных.

Пройдет не так много времени и дальше нам скажут, что зоофилы (простите за слово) тоже просто «немного иные». Мы и это примем, вот увидите. Почему? Потому что мы соучаствуем в лицемерии мира и делаем вид, что принимаем его. А когда ты притворяешься, что принимаешь некое явление, оно займет главенствующие позиции. Тогда появляется дьявол и предъявляет свои права. Потом он побудит их издать соответствующие законы. Он уже укрепил свою власть настолько, что когда наши политики проголосовали за закон о легализации однополых «браков», никто не вышел на улицу в знак несогласия! Зато когда угрожала опасность непосредственно нашим карманам, мы вышли на митинги и перекрыли движение. Я вовсе не призываю к тому, чтобы не выходить на улицу. Но если уж протестовать, то ещё и по вопросам духовным. Что касается содомитов, мы даже не обратили внимания на принятие нечестивого закона о них.

Завтра наступит такой момент, что если вы отругаете ребенка — за дело, воспитывая его должным образом — они, пользуясь случаем, отнимут его при помощи соцработников и полиции, потому что вы не будете таким, как того требует система…

Это зло имеет давние корни. И все мы тоже отчасти виновны в нем, потому что связаны страстями по рукам и ногам. Кто-то говорит: «Так голосуют политики, а нам-то какое дело до этого?». Это неверно. Происходит распространение зла, и мы все постепенно становимся замешаны в нем. Нам давно пора начать реагировать на беззаконие и снять маску терпимости ко злу, чего бы это ни стоило. Это и есть настоящее очищение, катарсис.

Св. Григорий Палама учит: «По мере того, как человек навыкает молитве, он постепенно начинает замечать свою нечистоту». Когда все время творишь молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного» (что должны делать мы все), то обретаешь Божественное просвещение, видишь Божественный свет, который прежде всего помогает осознать свое бедственное положение и узреть нечистых и мерзких гадов, гнездящихся в сердце и в уме — демонов и различные страсти. И насколько углубляется это познание собственной греховности и умножается свет, настолько и изгоняются страсти. Человек начинает видеть их омерзительную сущность. Достигает понимания, что раньше всегда носил ужасную маску, принимая её за свое настоящее «я». И тогда возникает решимость сбросить эту маску раз и навсегда. Снять эту гнусную личину страстей и быть тем, кто ты есть на самом деле.

Замечали ли вы, что когда вы приходите к святому, вы отдыхаете душой, потому что вы понимаете, что на нем нет маски, он настоящий. Нет у него такого, чтобы он говорил одно, а подразумевал совсем другое. Он может отругать тебя — да, не без этого — но все это по причине любви. Некоторые мне говорят, что я слишком строг. А я говорю вам в свою очередь — не существует «строгого» духовного наставника. Человек может исцелиться только тогда, когда врач применяет правильное лечение, пусть даже оно будет неприятным и горьким, а не тогда, когда он обманывает больного. Точно так же и духовник. К сожалению, есть и «духовники» без Святого Духа: такие встречаются сегодня и существовали всегда. Святой Симеон Новый Богослов говорил об этом ещё более тысячи лет назад. И в его время тоже были духовные наставники, которые ничего не знали об очищении от страстей, о просвещении ума, обожении.

Сколькие сегодня говорят об этом? Вы услышите от них просто добрые слова. Но одних только добрых слов недостаточно для исцеления, если Святой Дух, который мы получили в Крещении, не активизировался в нас, если умная молитва не будет действовать в нас непрерывно. По этой причине мы не можем быть истинными. Сбрасывание маски происходит изнутри. Каждый из нас носит какую-то маску, и как только мы оказываемся в другом окружении, мы меняем её на другую, потому что одна и та же маска не везде удобна, она не везде подходит. Мы становимся похожими на хамелеонов, которые каждый раз принимают цвет окружающей среды, и ты, наконец, задаешься вопросом: «Кто я такой на самом деле?». Ты не какое-то лицо. Сними маску и окунись во врачевание Церкви, и ты проживешь настоящую жизнь и здесь, и в вечности.







Вопросы и ответы.



- Вопрос: Лицемерие — это то, что мы получаем из детства? То есть это связано с воспитанием детей в семье? Или это нечто, чему учится ребенок, когда он выходит в мир?

- Ответ: Спасибо большое за ваш вопрос. У св. Иоанна Златоуста есть одна проповедь на эту тему (я не хочу ничего говорить от себя). Она называется «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей». Вы можете поискать ее и прочесть. Кто-нибудь скажет, какое отношение имеет тщеславие к воспитанию детей? Огромное. Почему? Потому что родители — это говорит святитель Иоанн Златоуст, а не я — с самого рождения приучают ребёнка к тщеславию. То есть они учат его, как понравиться окружающим. Эта страсть пожигает нас всех, в большей или меньшей степени. Все мы одержимы тщеславием, и родители не исключение, если они не стремятся исцелиться. «Как ко мне относятся? Уважают ли меня? Принимают ли меня? Интересуются ли мною»? Это нас пожигает.

Этой же страстью были одержимы и фарисеи, поэтому они были неверующими. Наш Господь Иисус Христос сказал им: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44). Вы принимаете славу друг ото друга: «Молодцы, браво!». Именно это делают и родители по отношению к детям. «Золотко моё, мой драгоценный…», подбадривания типа «браво, молодец», в школе — «супер, отлично, пятёрка», с десятью восклицательными знаками! К чему все это приводит? Взращивает на ребенке маску! Чтобы получить одобрение, ребенок старается выглядеть хорошим. Он боится, что кто-то снимет с него маску или разоблачит, что она не во всем соответствует действительности. Некоторые и сами не верят в то, что говорят; они произносят похвалы ребёнку, чтобы сделать ему приятное. Одна ложь за другой, как снежный ком. В конце концов, наступит такое время, когда ребенок попросит у тебя наркотики, и ты уже не сможешь похвалить его за это. И тогда он спросит: «Что случилось, мама? До сих пор ты на всё говорила мне «да», почему же теперь ты меня ругаешь?».

Понимаете ли вы, насколько ошибочно такое воспитание? Нам следует учить ребенка не любить мир и три основные его составляющие, о которых св. апостол Иаков упоминает в своем соборном послании: тщеславие (φιλοδοξία), сластолюбие (φιληδονία) и сребролюбие (φιλαργυρία) (1 Иак. 2, 16). Все эти три слова начинаются в греческом языке на букву "φ". Это три большие болезненные любви. Мы воспитываем это в ребенке с момента его появления на свет, и ребенок учится жить, притворяясь хорошим, и надевать на себя разные маски. Перед отцом и матерью, перед одноклассниками и перед всеми людьми он много раз лжет, обманывая также и самого себя.

Самое трагичное заключается в том, что мы лжем сами себе. И мы попираем голос своей совести. Несмотря на ее укоры и обличения, ты говоришь: «Все будет хорошо» и противишься гласу Божию. Человек доходит до состояния шизофрении, постепенно сходит с ума, потому что он противостоит себе самому.

В итоге, что же является наиболее правильным? Вызывать только слова похвалы и восторги людей? Какая от этого польза, если затем твой внутренний глас не дает тебе покоя, обвиняет тебя? Здравие души наступает тогда, когда на душе мир, потому что ты ни в чем не идешь против совести… Душа имеет внутреннее извещение об этом от Господа. Хорошо на душе тогда, когда Господь посылает тебе Свою благодать, когда ты чувствуешь «любовь, радость, мир, долготерпение» (Гал. 5, 22) и другие плоды Святого Духа. А не тогда, когда тебя принимают другие. Другие могут принять тебя на словах, но как только ты отойдешь и свернешь за угол, они начнут тебя ругать и перемывать тебе кости. Это и есть слава человеческая.

Богатство приходит и уходит, многие сейчас разоряются, не нужно прилагать к нему своего сердца. Сам Христос говорит: «Никакой слуга не может служить двум господам, не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13). Это несовместимо.

Ты не можешь быть рабом страстей и похотей и одновременно быть другом Богу. Это невозможно, как бы не оправдывали это некоторые священники и богословы. Они говорят: «Добрачные отношения не имеют ничего дурного, если они основаны на любви, ничего страшного в этом нет». Но разве так нас учит слово Божие? Следует беречь от греха даже свой взор и свои мысли: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Мф. 5, 28). Потому что прелюбодеяние можно совершить и в уме.

Вот почему, братья и сестры, мы должны сначала противостать своему «ветхому человеку», который стремится к лицемерию и лжи, и тем самым мы принесем пользу и нашим детям. Они должны учиться не быть лицемерными. Родители приходят ко мне и говорят: «Мой ребенок врет». А вы когда-то задумывались над тем, не лжете ли и вы сами? Сколько неправды вы говорите каждый день? Лжете не только на словах, но и в мыслях, и всей своей жизнью?

В кинофильмах принято сегодня указывать возрастные ограничения: «От 18 и старше»… То есть родитель может посмотреть скверный фильм, а ребенок — нет. Но чем отличаются родители от ребенка? Или у них больше грязи в душе? Это еще одно проявление лицемерия в нашем обществе… Или может быть родители уже достигли бесстрастия? Конечно же, нет.

Таким образом, воспитание детей имеет огромное значение, потому что мы учим детей быть лицемерами и актёрами. Именно по этой причине в самом начале я прочитал вам письмо, где один искренний юноша говорит, что он не принимает этого лицемерия, и желает быть тем, кто он есть на самом деле. А не быть одним и казаться другим. Призываю вас к духовной борьбе и к возделыванию своей души. Давайте не будем «казаться», а будем тем, кто мы есть. Отвергнем двуличие и ложь всякого рода.

Архимандрит Савва Святогорец
1 мая 2016 г.



Источник:





[1] https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=169

Δεν υπάρχουν σχόλια:

ΤΕΣΣΕΡΙΣ ΧΡΗΣΙΜΕΣ ΟΔΗΓΙΕΣ

1.Μπορεῖτε νά δεῖτε τίς προηγούμενες δημοσιεύσεις τοῦ ἱστολογίου μας πατώντας τό: Παλαιότερες ἀναρτήσεις (δεῖτε δεξιά)

2.Καλλίτερη θέαση τοῦ ἱστολογίου μέ τό Mozilla.

3.Ἐπιτρέπεται ἡ ἀναδημοσίευση τῶν ἀναρτήσεων μέ τήν προϋπόθεση ἀναγραφῆς τῆς πηγῆς

4.Ἐπικοινωνία:
Kyria.theotokos@gmail.com .
Γιά ἐνημέρωση μέσῳ ἠλεκτρονικοῦ ταχυδρομείου στεῖλτε μας τό e- mail σας στό
Kyria.theotokos@gmail.com .
Home of the Greek Bible